НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!!!

ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ - ПОМНЮ! 

В самом сердце Еревана, по адресу Московяна, 17 расположена одна из старейших школ - №8 им. А.С.Пушкина. На протяжении семи с лишним десятков лет этот очаг знаний выпестовал не одно поколение достойных ереванцев. Однако есть у школы и другие, не менее значительные заслуги, о которых хоть и известно, но не в той мере, которой они заслуживают. Речь идет о вкладе школы в дело Победы в Великой Отечественной войне.
 
Когда подходишь к ней, взгляд невольно привлекают две мемориальные доски, установленные на ее стенах, где всегда свежие цветы. Но вряд ли в суете наших будней кто-то из прохожих решит просто подойти и прочитать то, что на них написано.
 
“В этом здании в 1939 году была основана Ереванская специальная артиллерийская школа № 17, ученики, преподаватели и командиры которой с честью отстояли независимость нашей Родины”, - гласит надпись на белом мраморе.
 
Этому учебному заведению, под руководством директора школы Грайра Сергеевича Бояджяна, было доверено на собственной базе создать первую школу по подготовке кадров для военно-артиллерийских школ. С этим поручением школа с честью справилась, и в 1945 году за заслуги перед Родиной была награждена Почетной грамотой Верховного Совета Армянской ССР.
 
А на другой доске - фамилии и имена воспитанников и командиров артиллерийской школы, выпускников школы, погибших в боях Великой Отечественной: 26 человек, хотя их было намного больше. Просто в горниле войны сгорели не только их жизни, но и какие-либо сведения, документы, а некоторые, например, как братья Норик и Альберт Давтяны, пополнили списки пропавших без вести. Но здесь свято чтят память всех выпускников: ежегодно к 9 Мая ученики пишут сочинения; проводятся вечера и мероприятия, приуроченные к празднику Победы, на которых звучат литературно-музыкальные композиции; приглашаются ветераны, бывшие учащиеся школы, прошедшие войну; каждый выпускник, покидая школу, уносит с собой красивый буклет и фильм, с подробной историей школы, в том числе, и ее славного “военного прошлого”. В школе есть и свой архив, где можно найти не только фотографии военных лет, письма с фронта и информацию о подвигах ее воспитанников (в том числе и отрывочные сведения о военном прошлом проучившихся здесь людей), но и их школьные табели с отметками, характеристиками, и что самое главное - телеграммы и письма родственников погибших руководству школы, с выражением чувства глубокой признательности - “что не забыли, помнят и воспитывают новых пушкинцев в духе патриотизма и уважения к историческому прошлому”.
 
Передо мной лежат три увесистые старые папки, любезно предоставленные заместителем директора школы по воспитательной работе Сусанной Грантовной Аветисян.
 
Вглядываюсь в молодые лица бывших пушкинцев, которые улыбаются со старых, пожелтевших фотографий, бережно раскрываю “треугольнички” - письма с фронта и читаю. Это, наверное, один из тех редчайших случаев, когда можно читать чужие письма. Ибо в данном случае речь идет о нашей истории, наших согражданах, о которых должны знать и помнить будущие поколения.
 
“Прочел стихотворение “Исповедь”. Этот неглупый парень, который обладает даром писать стихи, настоящий пессимист. Разве путь нашей юности туманный, безнадежный? И потом, у него хватило наглости писать:
 
И только ради утешенья души обиженной своей
 
Я звал на подвиги людей...
 
Ведь это глупо! Разве сейчас люди идут на подвиги, чтобы утешить свою обиженную душу? И не знает, что люди идут на подвиги из-за любви к Родине и наоборот, потому, что ненавидят врага?! ...Если у меня хотя бы было немного способностей писать стихи, то я бы написал, как наш народ любит свою священную Родину, как люди идут на подвиги, как они бьют врага, как они живут. Написал бы о веселой солдатской жизни до всякой мелочи”.
 
Это строки из фронтового письма Владимира Энфенджяна (или как его все звали - Владика) сестре Римме. Владик Энфенджян был отличным спортсменом: увлекался боксом и волейболом. В 1941 году поступил в артиллерийскую школу, открывшуюся при школе им. Пушкина, а с июня 1943 по декабрь 1944 был курсантом артиллерийского училища в Бухаре. Как отличнику учебы, ему предлагали остаться в училище преподавателем. Но юноша рвется на фронт...
 
Владик много писал с фронта, одно из последних его писем, пришедшее из Польши, датировано 1 января 1945 года: 2 февраля 1945 года лейтенант Энфенджян погиб смертью храбрых и был похоронен в польском городе Уш.
 
Верютин Федор. Родился в городе Курске в 1924 году. В 1930-м вместе с семьей переехал в Ереван. Федор учился в школе им. Ст.Шаумяна, но в 1937 году перешел на учебу в школу им. Пушкина. Несмотря на протесты родителей, выбирает профессию военного и в 1939 году поступает в действующую там же артиллерийскую школу. В 1941 году его направляют в Тбилисское артиллерийское училище, а через несколько месяцев учебы - на фронт. Федор Верютин вначале воевал под Новороссийском, где был ранен первый раз. Потом опять фронт, ранение и госпиталь в городе Саратове. После выздоровления его направляют на Ленинградский фронт, откуда он дошел до Прибалтики. На родину от солдата постоянно шли письма: радостные, теплые и боевые, где он писал о разгроме немецко-фашистских захватчиков и о приближении Дня Победы. Он командовал взводом 158 гвардейского стрелкового полка 51 гвардейской стрелковой дивизии. Но до светлого Дня Победы он не дожил: 5 марта 1945 года пал смертью храбрых под городом Добеле в Латвийской ССР, где и был похоронен на воинском братском кладбище. Награжден орденом Красной Звезды.
 
Александр Амбарцумян, погиб 13 февраля 1943 года. Тоже курсант артиллерийской школы. 19 декабря 1942 года, Полевая почта 2156, часть 445. Александр пишет своей маме Назик: “Дорогая мама джан. Позавчера получил от вас письмо. Я совершенно здоров, в этом отношении обо мне беспокоиться нечего. Большей частью приходится жить в землянках, но там ничего - тепло, особенно когда затопим печь. В последние дни нам приходится выдерживать жестокие бои: из наших ребят Чатинян Вазген и Аветисян Вараздат ранены, но не тяжело. Уже много моих товарищей вышли из строя: Сиско Алексей и Саркисян Сережа пропали без вести и о них ничего не известно. Вчера подстрелили еще одного моего товарища, с которым я познакомился в Сумгаите. В общем, жизнь не так легка: пули так и свистят над головой, не говоря уже об осколках снарядов”.
 
Остроумный и талантливый Лева Тер-Мкртчян. Коренастый крепыш с пышной шевелюрой. Любил Пушкина, Маяковского, Толстого, Есенина. Мечтал стать математиком или инженером-энергетиком, был любимцем учителя математики Михаила Михайловича Кириллова (легендарного Михмиха). Мог стать ученым, инженером, чемпионом по шахматам, ибо был неоднократным чемпионом среди школьников на различных соревнованиях, имел первый разряд по шахматам и даже играл с Бронштейном на первой доске. Но грянула война. Выпускник Пушкинки, он закончил Бакинское пехотное училище и стал пулеметчиком. Младший лейтенант Тер-Мкртчян был направлен на фронт под Ростов. 1942 год. Фашистские войска теснили части Советской Армии в сторону Сталинграда, Армавира и Моздока. И здесь, под Моздоком, его сразила фашистская пуля.
 
А вот другое, легендарное имя, которым по праву гордится не только школа, но и весь армянский народ. Летчик-истребитель Сергей Авдеевич Бурназян, Герой Советского Союза. Он родился в 1918 году, в станице Пролетарская Ростовской области. Вскоре семья перебирается в Ереван, где Сергей поступает в школу им. Пушкина. Уже в школьные годы он увлекается авиамоделизмом. Он - победитель Закавказского конкурса авиамоделистов 1935 года, выпускник Херсонской авиационной школы Осоавиахима, где до войны служил летчиком-инструктором. В 1942-м Сергей добровольцем ушел на фронт: лейтенант Бурназян командовал эскадрильей 629-го авиаполка истребительской авиации войск ПВО.
 
Летчик-истребитель Бурназян вел воздушные бои на Воронежском и Сталинградском фронтах. “Летчик от Бога” (как его называли) воюет и на Южно-Кавказском фронте, где в составе 866-го истребительского авиаполка продолжает сбивать самолеты противника. До марта 1943 года армянский сокол совершил 244 боевых вылета, участвовал в 56 воздушных боях и лично уничтожил 24 вражеских самолета. Он был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной Войны первой и второй степени, медалью “За оборону Сталинграда”. 15 апреля 1943-го, при перебазировании своей части, пытаясь спасти вверенный ему самолет, он погибает во время вражеской бомбежки. 2 августа 1944 года Сергею Бурназяну за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
 
К сожалению, обо всех пушкинцах - героях войны, среди которых педагог Асо Варданян,Мартын Саркисян, Юра Шарти, братья Петр и Иван Емец, Айказ Шагинян, Тамара Акопян, братья Иосиф и Степан Сафаряны и многие другие - написать невозможно. Главное, что в самой школе тех, от кого остались лишь скупые похоронки, помнят и чтят наряду с теми, кто вернулся с фронта и частенько приходил в родную школу на встречи с учащимися.
 
“Это очень живая и трепетная для нашей школы тема, - говорит директор школы Мариета Вазгеновна Матхашян. - И к ней у нас особое отношение, ибо имена, выбитые на памятной доске, обязывают нас больше, чем кого-либо. Я помню все наши мероприятия, приуроченные к 9 Мая. Но для меня особо дорог вечер, посвященный 40-летию Великой Победы. Я была автором литературно-музыкальной композиции, проходившей под девизом “Все, что было не со мной - помню!” Час и двадцать минут мои ученики держали аудиторию в таком напряжении, создали такой накал эмоций и чувств, что потом об этом вечере присутствующие вспоминали еще долгие годы. Теперь девиз “Все, что было не со мной - помню!” - наше “руководство к действию”. Я считаю, что отношение к этой войне, ветеранам и вообще к памяти всех не вернувшихся с фронта - мерило нашей нравственности”.
 

Ирина АБРОЯН 
"РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ" 20.04.10
 

****************************************************

**************************************************

*******************************************************************

******************************************************************

© pushkinschool8

Создать бесплатный сайт с uCoz